Мой сайт

Вторник, 17.09.2024, 01:50
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS
Главная » 2013 » Март » 11 » Антон силуанов: пенсионные деньги должны работат
08:11
 

Антон силуанов: пенсионные деньги должны работат

Антон Силуанов: пенсионные деньги должны работать

Распечатать

13.02.2013 18:29

Что нужно сделать для привлечения зарубежных инвесторов в Россию? Как выглядит стратегия пенсионной реформы и когда будут созданы механизмы регулирования и контроля за всеми финансовыми инструментами? Об этом нам рассказал министр финансов РФ Антон Силуанов.

В течение пяти лет россиянам обещали повысить пенсии на треть, а доходы населения увеличить в полтора раза. Как правительство будет выполнять свои обязательства, если нефть вдруг сильно подешевеет?

Антон Германович, здравствуйте, Дмитрий Медведев 31 января на расширенном заседании правительства представил план развития страны до 2018 года, так называемую "пятилетку фиктивного развития". В своей речи он говорил, что экономика страны в течение этих пяти лет должна развиваться и расти каждый год на 5%. Насколько это реалистично, и что для этого делает и будет делать правительство?

Это непросто. Необходимо будет реализовать целый ряд структурных мер. В первую очередь это обеспечение макроэкономической стабильности. Что это значит? Для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы инвесторы как внутри страны, так и зарубежные инвесторы, вкладывали деньги в нашу экономику. Потому что последние годы мы в основном развивались за счет развития спроса. Увеличивали расходы бюджета, увеличивали дополнительный спрос со стороны государства. Сейчас, когда производственные мощности загружены по максимуму, речь идет о новом качестве роста. Новое качество роста невозможно без новых инвестиций. А инвестиции - это, конечно, инвестиционный климат. Макроэкономическая стабильность - это как раз условия для того, чтобы частные инвесторы приходили и вкладывали деньги в нашу экономику, развивали промышленность, сельское хозяйство, услуги. Все это приводит к тому, что валовый внутренний продукт страны растет.

Для того, чтобы такие частные инвестиции приходили, нам нужно...

Первое - понятная бюджетная политика, чтобы инвесторы видели, что мы не скатимся в кризис, в случае если цены на нефть или цены на сырьевые другие товары на мировом рынке будут падать. Поэтому нам нужно здесь устойчивость и долгосрочная бюджетная политика, это очень важно.

Второе – развитие финансовых рынков и финансовое регулирование. Нужно серьезно, серьезно развиваться. И правительство здесь наметило целый ряд шагов, а именно: создание благоприятных условий для работы на нашем внутреннем финансовом рынке.

Третья позиция - это, конечно, стабильность налоговой системы. И мы заявили о том, что мы не будем увеличивать налоговое бремя. У нас налоговое бремя одно из достаточно конкурентных среди других стран, невысокий уровень налоговых изъятий, порядка 37% ВВП. А если без учета нефтегазовых расходов – 27%. Но и конечно, целый ряд других реформ, таких как обеспечение конкуренции, выход государства из государственных предприятий и перевод этих предприятий в частные руки. То есть создание конкурентных условий внутри Российской Федерации.

Но переход от сырьевой модели экономики к инвестиционной, инновационной, как это все скажется на бюджете?

Чем более высокие темпы экономики, тем больше доходов получит бюджет, с одной стороны. С другой стороны, у нас большая зависимость бюджета от нефти и газа. Мы говорили, что половина доходов, половина расходов у нас финансируется за счет нефтяных доходов. 10 с половиной процентов за прошлый год ВВП, это тот объем доходов, а это примерно половина, которые поступили от нефти и газа. Поэтому, если мы будем развивать нефтегазовый сектор, это позволит повысить устойчивость бюджета, с одной стороны. С другой стороны, по нашим прогнозам, доля нефтегазового сектора в общей экономике нашей страны будет постепенно сокращаться. Поэтому вопрос диверсификации - это вопрос очень важный для устойчивого развития экономики, устойчивого пополнения бюджета.

Были озвучены такие цифры, что доходы граждан к 18-му году должны увеличиться в полтора раза, пенсии на 20-28%. Каким образом эти цели будут реализованы? И как свои соцобязательства будет выполнять правительство, если не будет достигнуто роста 5%-го ВВП каждый год до 2018 года?

Министр финансов Антон Силуанов выступил в среду на заседании правительства. Он считает, что в стране необходимо формирование регулятивной среды для участников рынков

Вы знаете, по нашим прогнозам, по нашим бюджетным проектировкам, те обязательства, о которых вы говорите, они будут исполнены. Но речь идет о пенсионных обязательствах. Это государственное обязательство, и они будут выполнены при любом раскладе ситуации. Что касается доходов граждан, да, то это будет зависеть от динамики экономики. Чем более высокими темпами она будет развиваться, тем более высокие доходы могут получить граждане. Поэтому с точки зрения задач, которые поставил президент в своих указах от 7 мая прошлого года по повышению зарплат бюджетников, все эти меры будут реализованы за счет федерального бюджета и за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. За этим мы четко следим, на это выделены соответствующие ресурсы. Вопрос в том, что реализация повышения в части повышения заработной платы должна сопровождаться и повышением производительности труда в бюджетном секторе. Поэтому здесь нужно проводить и реформы рынка труда и занятости. В этой связи это должно касаться и бюджетного сектора. Наши бюджетники - учителя, врачи - при повышении заработной платы должны лучше оказывать услуги. Это очень важный момент, на который не всегда обращают внимание. Но именно через повышение качества бюджетных услуг мы должны выходить и на повышение оплаты труда, потому что одно без другого невозможно. Ресурс на это есть, вопрос за реформами в соответствующих отраслях. Это задача правительства, над которой мы работаем.

Стратегия пенсионной реформы сейчас опять поменялась. Удалось ли прийти к какому-то общему знаменателю? И какого мнения здесь придерживается Минфин?

Сейчас наша задача состоит в том, чтобы сделать все необходимое, чтобы накопительная часть пенсий была а) сохранна, б) эффективно инвестировалась пенсионными фондами, как государственными фондами, там негосударственными пенсионными фондами. Создать механизм регулирования и четкий надзор за деятельностью этих финансовых институтов. В этом году мы должны предложить нашим гражданам пенсионную форму, по которой можно посчитать было бы размер своей пенсии при том или ином раскладе, я имею в виду в части этих 4%, куда эти деньги должны быть направлены. И в этом году мы должны создать четкий механизм работы негосударственных пенсионных фондов и других институтов, которые занимаются использованием накопительного элемента. Задача Министерства финансов – создать инструментарий, создать гарантированные условия для того, чтобы эти накопления были сохранными и накопления приносили доход на уровне, сопоставимом с инфляцией, а то и больше.

Как все-таки обеспечить эту сохранность? Этому как раз-таки было уделено особое внимание на расширенном заседании.

Абсолютно правильно. Мы сейчас как раз ведем речь о создании единого регулятора, так называемого мегарегулятора, который позволит повысить качество надзора за деятельностью тех финансовых институтов, которые сегодня есть. Потому что у нас неплохо работает банковский сектор, мы уже об этом говорили. Создана система и регулирования, и надзора, но нет такой эффективной системы еще для надзора за другими финансовыми институтами. И вот мы неслучайно предложили создать единый регулятор в Банке России, для того чтобы ЦБ смог усилить контроль качества надзора за такого рода институтами. С другой стороны, мы создаем сейчас нормативно-правовое поле, для того чтобы средства пенсионных фондов могли более эффективно расходоваться. Сегодня есть достаточно жесткие ограничения использования этих средств. Мы предлагаем расширить возможности инвестирования средств, с тем чтобы они приносили, с одной стороны, больше дохода, а с другой стороны, были более диверсифицированы.

Расширенному заседанию предшествовало заявление Минэкономразвития о том, чтобы пересмотреть бюджетные правила, в частности снизить нормативную величину резервного фонда с 7 до 5% от ВВП, и дополнительные нефтегазовые доходы направить в так называемый фонд развития, который бы, в частности, финансировал инфраструктурные проекты. Почему в Минфине против такой идеи?

Мне кажется, нам не стоит сейчас поднимать тему об изменении бюджетного правила. Это неправильно. Правительство приняло подход к определению своих возможностей бюджета. Он абсолютно верный. И говорить о том, что мы собираемся менять эти подходы, на наш взгляд, не корректно. Почему? Потому что мы должны снижать нашу зависимость от нефти и газа, об этом мы говорили. Здесь никто не возражает. Так вот, как раз бюджетные правила дают возможность постепенно год от года сокращать такую зависимость. Нефтегазовый дефицит будет сокращаться с 10 с половиной процентов ВВП до 7- 7,5% ВВП в течение пяти лет. Это правильно. Сейчас говорить о том, что мы будет возвращаться к пересмотру этого правила, абсолютно неправильно. Минфин считает, что возобновлять дискуссии на этот счет крайне не конструктивно. Что касается вопроса о сокращении объема планки резервного фонда, сверх которой средства могли бы направляться на инвестиционные проекты? Сегодня эта планка в законе установлена 7%. Министерство экономического развития высказывается о том, что можно ее понизить до 5%. К чему это может привести? К тому, что наша подушка безопасности сократится. Нужно ли нам это делать или нет? Мы считаем, что нет. 7% ВВП - это тот размер резервного фонда, который позволит нам в случае сокращения цены на нефть до 80 долларов за баррель и ниже выполнить все наши обязательства в течение трех лет.

Если мы хотим создать условия менее устойчивого исполнения наших обязательств, мы можем сокращать и до 5 и более процентов. Ведь желание Минэкономразвития в чем состоит? В том, чтобы как можно быстрее потратить нефтегазовые доходы и вложить их в экономику. А наше предложение заключается в том, чтобы проводить структурные реформы. Нам нужны средства на инфраструктуру, на дороги. Мы последние годы хоть и наращиваем ресурсы бюджета на эти цели, но крайне недофинансированной остается наша инфраструктура. Поэтому здесь предложения Минэкономразвития абсолютно понятны. И мы этот подход поддерживаем, о необходимости увеличения средств в инфраструктуру. Но за счет чего? Наша позиция заключается в том, чтобы посмотреть на бюджет еще раз, посмотреть на расходы, которые финансируются из бюджета, определить приоритеты, а приоритет – это инфраструктура. Посмотреть тот объем расходов, которые мы тратим на инвестиции, на поддержку неэффективных предприятий. Перераспределить эти расходы в пределах объема ресурсов бюджета, который определен. С учетом этих приоритетов нужно выделить дополнительные ресурсы на инфраструктуру. Именно через приоритизацию расходов мы предлагаем решать эту задачу, а не через увеличение наших расходов. Если мы будем их увеличивать, бюджетная конструкция будет менее устойчивая. Минфин как раз заботится о том, чтобы бюджет всегда мог исполнить те обязательства, которые приняты государством. И это исполнение не приводило бы ни к росту инфляции, не приводило бы к разбалансировке финансовой системы. И мы за этим строго следим.

Создание Росфинагентства, соответствующие поправки в бюджетный кодекс уже в первом чтении приняла Госдума. Но много дискуссий возникло по поводу того, что Росфинагентство будет носить статус ОАО. Вот здесь к какому-то взаимопониманию уже удалось прийти?

Ко второму чтению мы договорились выработать единую всех удовлетворяющую конструкцию деятельности этой организации, и я не сомневаюсь, что мы найдем в ближайшее время такое решение.

Но есть какое-то понимание, как Росфинагентство будет зарабатывать деньги? То есть, это игра на рынке, вложение средств в ФНБ, в различные виды финансовых инструментов?

Это будет зависеть от инвестиционной декларации агентства, которое предусматривает вложение как и в инфраструктурные облигации, в акции и в облигации, имеющие наивысший рейтинг, наивысший рейтинг. Мы предлагаем все-таки сохранить механизм использования средств резервного фонда именно в высокие ликвидные активы, такие как облигации, в том числе облигации других стран. А средства Фонда национального благосостояния возможно использовать и внутри России, выкладываясь и инфраструктурные облигации с устойчивой высокой доходностью, которые будут обеспечены этой доходностью. Вкладывать на внутреннем рынке. Это возможно. Потому что средства резервного фонда нам могут понадобиться в любой момент, и мы должны быть уверены, что мы быстро можем выйти из тех инструментов, в которые они вложены, и получить эти ресурсы для исполнения наших обязательств. А средства ФНБ все-таки это более длинный инвестиционный ресурс, аналогия с пенсионными накоплениями. Поэтому средства ФНБ мы готовы размещать и внутри России, и за рубежом. Но это должны быть тоже надежные активы, но дающие более высокую доходность. Это как раз задача тех людей, которые будут работать в Росфинагентстве.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Мария Бондарева.
Просмотров: 349 | Добавил: ardisist | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz