Мой сайт

Вторник, 17.09.2024, 01:52
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS
Главная » 2013 » Март » 14 » Считаем деньги
13:02
 

Считаем деньги

Считаем деньги

Алексей Доманов , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №22 от 25 Ноября 2007 года.

Деньги должны работать. Это утверждение давно воспринимается как аксиома. Тем не менее многие предприниматели затрудняются оценить качество этой работы. Они уверены, что без использования сложных многостраничных математических выкладок здесь просто не обойтись. На самом же деле разобраться в ситуации позволяет простая формула.

Алексей Доманов,
заместитель начальника Департамента малого
и среднего бизнеса
Русского Банка РазвитияДля того чтобы оценить работоспособность денег, рассмотрим простейшую финансовую операцию, которую проделывал, наверное, каждый из нас, — размещение денег в банке на депозите. Приняв во вклад 100 тысяч рублей на один год под 10% годовых, в конце срока банк обязан выплатить клиенту сумму вклада плюс начисленные 10 тысяч рублей процентов.

Какова эффективность работы денег, или, иными словами, сколько рублей было заработано на каждую вложенную сотню? Решение очевидно: необходимо доход вкладчика (10 тысяч рублей) разделить на сумму вклада (100 тысяч рублей) и умножить на 100. Полученная цифра — 10% — совпадает с размером банковской ставки не случайно. По сути дела, процент по вкладу — не что иное, как гарантированная кредитной организацией эффективность работы ваших денег при размещении их на один год с выплатой процентов в конце срока.

Немного математики

Для определения эффективности использования инвестированных в свой бизнес денежных средств предприниматели могут использовать тот же алгоритм. Рентабельность бизнеса определяется как отношение генерируемой компанией за год работы чистой прибыли к среднегодовому размеру ее собственных средств.

Правда, бизнесмен, в отличие от вкладчика, самостоятельно несет все риски, связанные с предпринимательской деятельностью. Зато и величина ожидаемого дохода на каждый вложенный рубль превышает банковский процент, то есть гарантированный банком уровень эффективности работы денег.

Значительное влияние на рентабельность собственного капитала может оказать привлечение предприятием заемных денежных средств. Чтобы понять, выгодно ли компании занимать деньги у кредитного учреждения, прежде всего необходимо оценить эффективность использования заемного капитала. Не секрет, что многие предприятия малого и среднего бизнеса берут кредиты, как говорится, не считая. Лишь бы ставка была небольшой. А потом оказывается, что полученный заем почему-то не принес ожидаемой прибыли. Чтобы этого не случилось, эффективность использования кредита следует оценивать еще «на берегу».

Сделать это не сложно при помощи финансового левериджа — относительного показателя, выраженного в процентах и позволяющего сравнивать параметры компаний с разными объемами бизнеса. Иными словами, эффектом финансового левериджа характеризуется качество использования заемных средств и их влияние на изменение рентабельности собственного капитала. Теперь внимательно взгляните на приведенную здесь «магическую формулу». И постарайтесь не пугаться ее. На самом деле все очень просто.

Вывод формулы финансового левериджа можно найти во многих учебниках. Но для предпринимателя важно лишь качественно оценить финансовый эффект использования заемных денежных средств. К тому же, несмотря на громоздкость формулы, экономический смысл величин, влияющих на конечный результат, понятен даже интуитивно.

Первый множитель зависит от уровня налогообложения. Чем ниже ставка налога на прибыль, тем выше чистая прибыль предприятия. Следовательно, и использование кредита будет оказывать большее влияние на рентабельность собственного капитала. В рамках правового поля существует не так много способов увеличения первого множителя. Самый распространенный из них — применение специальных режимов налогообложения. Правда, российская практика показывает, что многие предприниматели предпочитают увеличивать это значение по-своему, отражая в официальной отчетности лишь долю своей реальной прибыли. Естественно, в этом случае для получения действительно объективной картины вместо ставки налога на прибыль в формулу должно подставляться значение, пропорциональное уровню легитимности бизнеса.

Второй множитель именуется дифференциалом финансового левериджа. Это разность коэффициента валовой рентабельности совокупного капитала (отношение валовой прибыли к сумме собственного и заемного капиталов) и среднего процента за кредит. По сути, коэффициент рентабельности капитала отражает способность бизнеса генерировать доход. Фигурирующий в формуле финансового левериджа размер процентов — это усредненное значение стоимости привлечения кредита.

Для большинства компаний оптимальным оказывается сочетание различных видов кредитных продуктов. Например, финансирование приобретения товаров за счет долгосрочных заимствований приводит к увеличению расходов по обслуживанию задолженности. Это объяснимо, ведь кредитование на длительные сроки осуществляется по более высоким процентным ставкам. Поэтому «длинные» кредиты в большей степени подходят для приобретения оборудования или недвижимости. А для пополнения оборотных средств эффективнее использовать кредитную линию или овердрафт.

Значение рентабельности капитала должно превышать значение средней кредитной ставки. Это необходимое условие, формирующее положительный эффект финансового левериджа. Чем выше значение дифференциала финансового левериджа, тем выше (при прочих равных условиях) будет эффект от использования заемных денежных средств.

На предприятии может сложиться ситуация, когда стоимость кредитов превысит рентабельность капитала, что означает отрицательное влияние стороннего финансирования. Значение дифференциала финансового левериджа при этом будет отрицательным. Признаем: подобные случаи не так уж редки. Например, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка стоимость займов может резко возрасти и превысить уровень валовой прибыли предприятия.

Выйти в зону отрицательных значений дифференциал финансового левериджа может и в случае уменьшения валовой прибыли предприятия. Такое происходит, например, в результате снижения объемов реализации продукции. Для разрешения подобных проблем в первую очередь необходимо погасить наиболее дорогостоящие займы. Если эти действия не приведут к серьезному снижению средней процентной ставки, придется и дальше уменьшать долю заемных денежных средств.

Если коэффициент валовой рентабельности активов компании равен уровню процентов за кредит, то и эффект финансового левериджа равен нулю.

Что же касается третьего множителя в формуле (коэффициент финансового левериджа), то он определяется отношением заемного капитала к собственным средствам компании. При неизменном дифференциале левериджа (например, для компаний, работающих на одном рынке с одинаковой рентабельностью совокупного капитала и привлекающих ресурсы по одной стоимости) эффект от использования кредитов будет выше у компании с большей долей заемного капитала.

Как работают «винтики» и «шпунтики»

увеличитьПопробуем поэкспериментировать и поиграть с зависимостью финансового левериджа от различных параметров на примере двух предприятий. Пусть это будут ООО «Винтик» и ООО «Шпунтик».

Обе компании примерно в одно время вышли на рынок розничной торговли металлическими изделиями — метизами. По результатам работы в 2005 году совокупный капитал каждой компании составлял 300 тысяч рублей. При этом владелец ООО «Винтик» придерживался более консервативной политики, и доля заемного капитала в его фирме составляла всего 20% от величины собственного капитала. Собственный капитал ООО «Шпунтик» был меньше, чем у конкурента. Чтобы сократить разрыв, учредитель «Шпунтика» вынужден был привлекать заемные денежные средства в большем объеме, чем владелец «Винтика». В итоге отношение кредита к собственному капиталу у «Шпунтика» оказалось равным 50%. Процентная ставка, по которой оба предпринимателя кредитовались в местном банке, составляла 18% годовых. При этом обе компании в течение всего года шли, как говорится, «ноздря в ноздрю» и заработали по 180 тысяч рублей.

Эффект финансового левериджа по итогам 2005 года для «Шпунтика» оказался выше: 15,96% против 6,38% у «Винтика». Такие показатели были достигнуты за счет большего значения коэффициента финансового левериджа (ведь отношение заемного капитала к собственному у «Винтика» было ниже).

В двух нижних строчках таблицы мы обнаруживаем размер чистой прибыли и рентабельности собственных средств в том случае, если бы обе компании вообще не привлекали стороннее финансирование. Величина эффекта финансового левериджа для них как раз и отражает разницу между рентабельностью собственного капитала при использовании кредита — и в случае опоры исключительно на собственные ресурсы.

Полученная в 2005 году чистая прибыль была капитализирована обеими компаниями. При этом владелец «Винтика» принял решение не увеличивать долю заемного капитала, а собственник «Шпунтика», напротив, привлек дополнительное финансирование, сохранив соотношение между собственным и заемным капиталом на уровне 2:1. Но для обеих компаний 2006-й финансовый год выдался неудачным. Из-за неправильного управления складскими запасами валовая рентабельность совокупного капитала «Винтика» снизилась до 51%, а «Шпунтик» не смог снова привлечь финансирование по ставке 18%, поэтому средняя стоимость кредитных ресурсов для компании возросла до 20% годовых.

Казалось бы, величина финансового левериджа у обоих предприятий должна была измениться в равной степени. Но у «Винтика» этот показатель снизился гораздо сильнее. Объясняется подобная ситуация уменьшившейся долей заемного капитала в компании. Эта же доля в совокупном капитале «Шпунтика» не изменилась, что позволило компании не сильно потерять в рентабельности собственного капитала. Исправить неблагоприятную ситуацию «Винтик» мог бы, увеличив долю заемного капитала (в таблице — третий столбец для этой компании).

Пример наглядно демонстрирует, что на этапе принятия управленческого решения необходимо целостно подходить к рассмотрению всех коэффициентов, влияющих на величину финансового левериджа, поскольку изменение одного из них можно компенсировать за счет другого.

Так или иначе, оценка эффективности привлеченного капитала — не такая уж сложная задача. В конце концов, подобные расчеты с легкостью способен осуществить как финансовый директор, так и достаточно опытный предприниматель. А вот брать кредиты, полагаясь на «ощущения», не следует. Деньги любят счет. А деньги заемные — в особенности.

Магическая формула

ЭФЛ = (1 — Снп) х (КВРа — ПК) х ЗК : СК, где:

ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа — коэффициент валовой рентабельности совокупного капитала (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием;
ЗК — средняя сумма заемного капитала;
СК — средняя сумма собственного капитала.

<< Предыдущая статья
"Темы номера"

Просмотров: 287 | Добавил: ardisist | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz