Мой сайт

Вторник, 17.09.2024, 01:44
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS
Главная » 2013 » Март » 17 » «Викиликс»: Каримов, арабы и деньги на мечети
22:07
 

«Викиликс»: Каримов, арабы и деньги на мечети

14.06.2012г.

Арабские деньги должны были построить в центре Ташкента на месте мемориала воинам, погибшим во Второй мировой войне, «религиозно-культурное здание» - почему проект не сработал?

Депеша посла США в Узбекистане Ричарда Норланда от 7 июля 2008 года называется: «Узбекистан: ОАЭ построит культурно-религиозный центр в Ташкенте и увеличит инвестиции», сообщает “Викиликс”.

В каблограмме приводятся данные, полученные представителем посольства во время встречи с NN (имя не разглашается), местным сотрудником Генерального консульства ОАЭ в Ташкенте по вопросам экономики.

NN подтвердил сообщения, что Узбекистан планирует построить крупное «религиозно- культурное здание» на месте нынешней Могилы неизвестного солдата в центре Ташкента, памятника в честь узбекистанских военнослужащих, погибших во Второй мировой войне.

Он сказал, что его будет строить компания «Dubai Properties» из ОАЭ, но не смог сообщить других подробностей проекта.

«В недавних слухах предполагалось, что это новое здание будет большой мечетью», - отмечает посол США, добавляя, что, по информации NN, новое сооружение, однако, будет «более культурным, чем религиозным».

Согласно сведениям NN, во время визита президента Каримова в ОАЭ в марте 2008 года Институт востоковедения Узбекистана и Центр наследия и культуры ОАЭ «Джума Аль Маджид» подписали соглашение о сотрудничестве.

Правда, не ясно, относится ли это соглашение к строительным планам компании «Dubai Properties». Источник также отметил, что «Dubai Properties» планирует построить в Ташкенте новый бизнес-центр стоимостью в 500 миллионов долларов.

«План компании «Dubai Properties» построить большое религиозно-культурное здание в столь приметном месте в Ташкенте в демонстративно светском государстве требует дальнейшего мониторинга», - комментирует полученные данные Ричард Норланд.

«В целом, видно, что ОАЭ разделяет стремление Узбекистана продвигать более либеральный тип ислама и противодействовать экстремистским религиозным идеологиям.

В то время как планируемое строительство религиозно-культурного центра может говорить о попытке президента Каримова подчеркнуть связь Узбекистана с исламским миром, это вряд ли является знаком официально предпринимаемых усилий с целью значительного усиления роли ислама в узбекском обществе и политике», - резюмирует посол США.

ОАЭ готовы к инвестициям, хотя товарооборот снижается

В депеше также говорится о грандиозных планах экономического сотрудничества между Узбекистаном и ОАЭ, к сожалению, пока так и не сбывшихся.

NN рассказал, что президент Каримов одобрил 21 инвестиционный проект ОАЭ на сумму 3,5 миллиарда долларов в рамках договора между ОАЭ и Узбекистаном, заключенного во время визита в Ташкент в октябре 2007 года шейха Мохаммада бин Рашид аль-Мактума, вице-президента и премьер-министра ОАЭ и правителя города Дубай.

Из этой суммы, как сообщается, ОАЭ планируют инвестировать 1,4 миллиарда долларов в топливные и энергетические проекты.

По предоставленной информации, в 2007 году объем двусторонней торговли между Узбекистаном и ОАЭ составил 93,1 миллиона долларов США, что ниже по сравнению с 112,4 миллионами долларов в 2006 году и 116,7 миллионами в 2005-м. (В 2008-м этот показатель снизился до 82,6 миллиона долларов – прим. ред.).

NN отметил, что это снижение скорее было вызвано обычными торговыми колебаниями, чем какими-либо экономическими или политическими событиями в Узбекистане.

В 2007 году активный торговый баланс Узбекистана в торговле с ОАЭ составил 48,4 миллионов долларов США, сообщил NN.

Большая часть этого баланса сложилась благодаря экспорту узбекского хлопка, который, как он сказал, составил 73 процента узбекского экспорта в ОАЭ в том году.

Узбекистан также оказывает ОАЭ услуги по воздушному сообщению и экспортирует в эту страну шелк и цветные металлы (какие именно, не уточняется - прим. ред.).

В свою очередь Узбекистан импортирует из ОАЭ электротехнику, резиновые изделия, строительные материалы и пищевые продукты.

Комментируя заключенные в марте 2008 года, во время официального визита Ислама Каримова в ОАЭ, инвестиционные соглашения между двумя странами, Ричард Норланд отметил:

«Подобные рамочные соглашения по стимулированию и защите инвестиций в Узбекистане, которые подписали около 50 других стран, характеризуются выполнением только в ограниченном объеме, и детали и сроки объявленного вложения инвестиций ОАЭ в Узбекистан остаются неясными».

Необразцовая реставрация

Говоря о возможном появлении «религиозно-культурного» здания на месте мемориала солдатам-узбекистанцам, следует отметить, что за год до зарождения этих планов, в 2007-м году, в Ташкенте была проведена масштабная реконструкция площади Хазрат Имама (Хаст-Имам) в старогородской части Ташкента.

В результате чего там появилось несколько новых зданий религиозного предназначения. Реконструкция прошла под эгидой того, что по решению Международной организации по образованию, науке и культуре (ISESCO), являющейся одной из структур организации «Исламская конференция», созданной в 1969 году по инициативе Саудовской Аравии, Ташкент был объявлен столицей исламской культуры 2007 года.

Под это дело Узбекистану перепала значительная сумма от ОИК, которая, тем не менее, никогда не была публично озвучена (по некоторым данным – около 500 миллионов долларов).

На эти средства и был реконструирован комплекс религиозно-культовых зданий на площади Хаст-Имам. Были отреставрированы старинные медресе «Муйи муборак» и Баракхана, мавзолей Каффаля Аш-Шаши, построенная в конце XIX века мечеть «Намазгох» и в начале ХХ-го - соборная мечеть «Тилла Шайх».

Возвели и новые здания: соборную мечеть «Хазрати Имам» и новое административное здание Управления мусульман Узбекистана, а также два 56-метровых минарета.

В депеше «Бывший муфтий: угроза религиозного экстремизма ослабевает» Ричард Норланд отмечает, что новая мечеть «Хазрати Имам» в Ташкенте, открывшаяся в июне 2007 года, может вместить 3,5 тысячи прихожан внутри и 30 тысяч на прилегающей площади.

«Викиликс» раскрывает интересную деталь, связанную с проведением этой дорогостоящей реставрации-реконструкции, точнее, с историей «освоения» выделенных арабами миллионов.

«Строительство оплачивалось саудовскими деньгами, которые правительство [Узбекистана] в течение некоторого времени удерживало. Правительство согласилось продолжить строительство только после того, как саудовцы пригрозили, что заберут выделенные суммы», - пишет посол Норланд в каблограмме от 13 марта 2008 года.

Таким образом, поразмыслив, президент Каримов решил не упускать возможности «освоить» крупную сумму.

Осуществлять реконструкцию было поручено СП Нефтгазмонтаж, дочернему предприятию компании «Зеромакс». Работы велись в авральном режиме, днем и ночью, в три смены, а лучшие бригадиры в виде премии получили джипы от главы «Зеромакса» Миродила Джалолова. Приоритетом являлось не качество, а сроки сдачи.

В результате подобного подхода четыре года спустя купола «отреставрированных» зданий начали рассыпаться, с них стала слоями осыпаться мозаика и выпадать кирпичи, подтверждая тезис, что в старину строили гораздо надежней.

Весной 2012-го года, через пять лет после зеромаксовской «реставрации» старинный мавзолей Каффаля Аш-Шаши пришлось восстанавливать заново. На очереди - купола медресе Баракхана, совсем новой мечети «Хазрати Имам» и других сооружений.

Бойтесь саудовцев

Комментарий посла Норланда о том, что представители ОАЭ являются союзниками по продвижению либерального варианта ислама в Узбекистане, никак не относится к представителям Саудовской Аравии: официальной идеологией этой страны является ваххабизм, крайнее экстремистское течение суннизма.

К примеру, согласно взглядам ваххабитов, политических и религиозных противников можно и нужно убивать.

За последние 20 лет Саудовская Аравия, крупнейший экспортер нефти в мире, потратила на пропаганду ислама намного больше денег, чем СССР за 70 лет на пропаганду коммунизма, и ни о каком «либеральном исламе» с ее стороны не может идти и речи.

Из материалов с «Викиликса» видно, что американцы не испытывают иллюзий по поводу того, какую именно политику проводят саудовцы (их близкий союзник на Ближнем Востоке), и зачем они кому-либо дают деньги.

В депеше от 23 июня 2008 года американский посол по особым поручениям в области международной свободы вероисповедания Джон Хенфорд в разговоре с председателем комитета по делам религий РУз Ортыком Юсуповым, рассказывает о своей попытке «убедить саудовское правительство прекратить использовать в своих школах литературу, которая проповедует ненависть и нетерпимость к другим верам».

Юсупов согласился с Хенфордом, что Узбекистан и США имеют общий интерес в том, чтобы предотвращать распространение литературы, разжигающей ненависть.

Он сообщил, что узбекское правительство выражало саудовцам недовольство по поводу того, что ранее узбекские паломники, отправляющиеся в хадж, получали такую литературу, и что теперь правительство настаивает на том, чтобы образцы всей саудовской литературы, распространяемой среди паломников, сначала предоставлялись узбекским властям.

Юсупов добавил, что в настоящее время Узбекистан распространяет среди паломников свою собственную литературу, в которой объясняется порядок совершения хаджа и то, с чем паломники могут столкнуться во время нахождения в Саудовской Аравии, а также предлагает обучение для лидеров групп паломников.

С нескрываемой гордостью Юсупов обратил внимание на награду, полученную узбекским правительством от Министерства по хаджу Саудовской Аравии, за отправку «наиболее образованных и хорошо себя ведущих» паломников».

В депеше сообщается и о встрече Хенфорда с министром иностранных дел РУз Владимиром Норовым, а также об их разговоре на близкую тему.

«Норов отметил, что после [обретения Узбекистаном] независимости религиозные организации были в той или иной степени неконтролируемы, и ваххабитские миссионеры из Саудовской Аравии – часто потомки узбеков, которые покинули Среднюю Азию после русской революции – пользовались ситуацией, пропагандируя свои экстремистские взгляды, сильно отличающиеся от преобладающего в Средней Азии ханафитского направления ислама.

Понимая, что эти миссионеры являются причиной роста нетерпимости и социальной напряженности, пояснил Норов, правительство начало более тщательно контролировать религиозные организации, начав с Закона о религии 1998 года, который предъявляет более строгие требования к регистрации религиозных групп.

«И ставит вне закона почти всю религиозную деятельность незарегистрированных групп, включая те, которые являются абсолютно миролюбивыми», - не удерживается от комментария посол Норланд.

Решающая мотивация

В общем, как вытекает из знакомства с материалами «Викиликса», президент Каримов сделал то, в чем сам последовательно отказывает разным экстремистским группам:

Пожертвовал принципами и взял деньги у ваххабитов-саудовцев, после чего волей-неволей провел реконструкцию Хаст-Имама, заодно «освоив» часть суммы с помощью дочкиной компании.

То же самое едва не вышло с мемориалом павшим воинам. Сносить мемориал нехорошо, но если арабы дают под это дело деньги, то почему бы и нет? К чему упускать возможность их выгодного «освоения»?

Просмотров: 385 | Добавил: ardisist | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz